Очень часто при изучении SWOT-анализа предприятия можно увидеть пункты, которые вообще никакого отношения не имеют к действительно качественно составленному SWOT-анализу, их там быть вообще не должно.
Например в колонке сильные стороны может быть указано «Наличие квалифицированных сотрудников», «Развитая сеть по всей стране». Это не имеет никакого отношение к сильным сторонам компании. Такое может указать про себя любая компания.
В SWOT-анализ включаются следующие показатели:
- Strengths – преимущества продукта, сильные стороны;
- Weakness – слабые стороны, то, что делает продукт менее конкурентоспособным;
- Opportunities – возможности идеи или стартапа;
- Threats – угрозы, которые влияют на бизнес (как внешние, так и внутренние).
Strengths – что такое сильные стороны?
В данной части должны быть указаны те сильные стороны, которые дают конкурентное преимущество перед другими компаниями. Например: супермаркет в небольшом городе, у которого есть свое мобильное приложение, с помощью которого жители города могут просматривать ассортимент, а также в случае необходимости заказывать продукты питания прямо не выходя из дома. И при этом, что не у кого из конкурентов такого нет вообще.
Weakness – что такое слабые стороны в SWOT-анализа?
Это перечень нюансов, из-за которых предприятие может наоборот потерять свое конкурентное преимущество. Их необходимо как можно скорее исправить/устранить.
Opportunities – возможности
Это те внешние факторы и события происходящие на рынке, которые могут например еще больше усилить преимущество перед конкурентами, увеличить долю рынка, ускорить развитие компании в целом. К таким событиям можно отнести активное развитие интернет торговли в стране для логистической компании или курьерской службы. Что крайне положительно влияет на развитие таких компаний.
Threats – угрозы
Это как раз наоборот, те внешние события, которые могут негативно отразится на компании. К таким событиям можно например отнести все то же активное развитие интернет торговли для предприятий ритейла, которые многие годы занимались исключительно оффлайн торговлей.
Четкое понимание сильных сторон с учетом возможностей даст возможность собственнику бизнеса яркое представление дальнейшего развития своего предприятия, используя по максимум свои сильные стороны.
В тоже время собственник бизнеса зная свои слабые стороны с угрозами, будет понимать какие действия необходимо предпринимать в кратчайшие сроки, дабы предотвратить банкротство, потерю конкурентного преимущества, долю рынка.
После составления SWOT анализа можно приступать к расчету бизнес плана.
